Автозвук. Выбор усилителя.

Прослушивание

Когда я выбирал усилитель, но первоначально хотел купить сразу 5 канальный, чтобы и тыл и фронты и саб от него играли. Но продавец меня отговорил от этого, мотивируя тем, что 5 канал усилителя, рассчитанный, по идее, на работу с сабом, реально большинство головок не раскачает, потому что в лучшем случае имеет мощность от 150 - 200вт в номинале, в то время как самая слабая головка, продаваемая в том магазине имеет в номинале около 250 ватт.

автозвук в КиевеВ результате, первоначально был куплен отдельный четырехканальный усилитель Crunch PZI 4125 для фронтов и тылов и отдельный двухканальник Crunch PZI 2100 для саба. Оба усилителя изначально покупались, как временная мера, чтобы построить каркас системы и проверить саму возможность такой работы. А потом я планировал установить более подходящие по классу усилители и другую комплетуху. Но на начальном этапе я не сильно разбирался в усилителях и решил купить просто недорогие(ликвидные) и подходящие по параметрам.

Технические характеристики Crunch PZi 2100

Тип схемы класс АВ
Выходная мощность, 4 Ом 75 Вт х 2
Выходная мощность, 2 Ом 125 Вт х 2
Выходная мощность (мостовой режим), 4 Ом 250 Вт х 1
Диапазон частот 20 Гц - 30000 Гц
Коэффициент демпфирования >200
Отношение сигнал / шум, А-взвешанное >90 дБ
Суммарный коэф. гармонических искажений 0,05 % 
Разделение каналов >74 дБ
Частота среза и крутизна хар-ки затухания ФВЧ/ФИНЧ 60 Гц - 1,2 kГц, 12 дБ/окт 
Частота среза и крутизна хар-ки затухания ФНЧ 30 Гц - 250 Гц, 24 дБ/окт
Функция усиления баса 0 - 12 дБ 
Количество линейных входов 1 пара 
Входное сопротивление 47 кОм
Чувствительность линейных входов 200 мВ - 4 В 
Линейный выход 1 пара 
Высоковольтный вход есть 
Габаритные размеры 250 х 264 х 56 мм

После включения и настройки уровня громкости и частоты среза басы появились. Даже не пришлось бустом пользоваться. При увеличении до 50-80% появлялись призвуки, которые я первоначально отнес к непроклеенности задней полки и вибрациям. Но когда призвуки не пропали после проклейки не только полки, но и всего багажника, я начал подозревать, что проблема либо в сабе, либо усилителе. Тем более , вспомнил, что слышал подобные искажения при тестировании саба дома на музыкальном центре, где явно не хватало мощности.

В то же время, на малой громкости басило вполне прилично, слишком чистые басы были, даже странно было. В то же время, ударности в басе не было и отставал он от передних колонок иногда, так что я задумался о покупке сабового усилителя с плавной регулировкой фазы. Короче, был в полных непонятках. Пока не наткнулся на следующий текст.

ИМХО специализированный сабовый усь потому и недешев, что под него заточен. Как правило, в них присутствуют наборы фильтров, обычному усю ненужные- сабсоник, параметрический эквалайзер, все это позволяет настроить почти любой саб, даже корявый. 

Кроме того, современным сабам, которые отличаются все меньшей чувствительностью, меньшим объемом и большей мощностью, для работы часто требуются огромные пиковые токи (десятки и сотни! ампер). Обычный усилитель такого дать не может. Отсюда и проблемы- гудящий, нединамичный бас, пригодный только для "клубной" музыки. 

Однако сразу предостерегу. В системах начального уровня часто дешевенький усилитель с плохим сабом и обычным 16см фронтом в дверях звучит субъективно лучше, чем при каком-либо однобоком улучшении этой схемы. Происходит это оттого, что саб со слабой динамикой, высокодобротный и питаемый слабым усилителем приемлемо воспроизводит только синус (и звучанием напоминает полосовой резонатор, а.к.а. бандпасс). Однако это хорошо сочетается с фронтом, который отчаянно перегружается на басу, однако, работая практически в режиме акустического короткого замыкания, неплохо (а точнее, утрированно) передает атаку (в таком случае она даже искусственно убыстрена) и рано "затыкается".

В этом случае от фронта слышны многочисленные нелинейные искажения, которые однозначно привлекают к себе внимание, отвлекая его от беснующегося саба:))). Вот в этом то случае - все ОК, локализация передняя, можно праздновать победу. Улучшение басового звена выявляет пороки фронта и требует временной коррекции, ввиду явного двойного характера атаки(двойной локализации). Так что есть повод лишний раз заметить, что все компоненты желательно должны быть из одной ценовой категории.

Так красиво и умно задвинул, что все это позволило мне усомниться в мощности Crunch PZI 2100 и я решил его поменять на что-то другое, более заточенное на работу с сабом. Тем более, что Crunch PZI 4125 я уже заменил на DLS MA41.

После долгого процесса выбора я остановился на трех усилителях DLS MAD11, DLS MA23, JL Audio e1400D. 


DLS MAD11

установка автозвука
Модель MAD11
Страна производитель Швеция
Мощность (RMS), 14.4В, 4 Ом 1 х 400 Вт
Мощность в мосту (RMS), 14,4В, 4 Ом/ 2 О 1 х 400 Вт /1 х 750 Вт 
Диапазон воспроизводимых частот (Гц) 15 Гц - 160 кГц 
Коэффициент гарм. искажений (%) 0,1
Отношение сигнал/шум (dBА) 100 дБ 
Линейные входы 1 пара 
Входная чувствительность (В) 0,2-2,0 
Фильтр ВЧ - 
Фильтр НЧ 15 - 150 Гц
Фильтр ИНЧ (subsonic) 0-18 дБ
Габаритные размеры (мм) 392 / 67 / 250

Цена ориентировочно 7500р

Особенности Автомобильный усилитель мощности, 1-канальный цифровой (Class D), 1 х 400 Вт (4 Ом)/1 х 750 Вт (2 Ом)/ 1 х 1050 Вт (1 Ом), 0,15 - 5 В, линейный выход, Hi-Level вход, Bass bost (0-18 дБ), ФНЧ: 15 - 150 Гц (24 dB/окт), ФВЧ: 15 - 50 Гц (24 dB/окт), фазовращатель 0-180 град, встр. вентилятор, вход для проводного ДУ, возможность мостового включения нескольких усилителей, цвет корпуса - черный. Гарантия: 1 год . Цвет: черный . Вес: 6 кг . Частота раздела кроссовера: н/д . Возможность конфигурации каналов: н/д . Коэффициент нелинейных искажений: < 0,1. 1 х 1050 Вт (1 Ом) Защита от перегрузок: есть . Вентилятор: есть . Входы/Выходы Линейный выход: 1 . Разъемы: позолоченные. 

В целом, идеальный специализированный усилитель для саба моего диапазона мощности (с запасом), но от DLS MAD11 пришлось отказаться в виду его больших размеров, он не помещался на предназначенное ему место 40х40см, вместе с проводами и фальшпанелями. Если кто-то будет ставить его, например на заднюю полку, то - это вариант.
DLS MA23


Технические характеристики DLS MA23

Страна производитель Швеция 
Мощность (RMS), 14.4В, 4 Ом 2 х 100Вт 
Мощность в мосту (RMS), 14,4В, 4 Ом/ 2 О 1 х 400Вт 
Диапазон воспроизводимых частот (Гц) 10-35000 Гц 
Коэффициент гарм. искажений (%) < 0.1 %
Отношение сигнал/шум (dBА) 100 
Линейные входы 1 пара 
Входная чувствительность (В) 0,25-5 В
Фильтр ВЧ 15-150Гц 
Фильтр НЧ 50-500Гц 
Фильтр ИНЧ (subsonic) - 
Габаритные размеры (мм) 295х250х67, вес 3,6кг.

Цена ориентировочно 4500р

Это хороший двухканальник, выдающий в номинале около 400вт в мостовом подключении, чего хватило бы и на мою JBL GTO-1002D и на что-то более мощное. Габаритные размеры усилителя позволяли установить его в мою систему, технические характеристики были почти идеальны, а дизайн, идентичный другому DLS MA41 сделал бы систему законченной в плане эстетики.

В отличие от MAD11 там не было плавной регулировки фазы, зато можно было двигать частоту бас буста в широких пределах, что давет большие возможности для настройки системы.

АвтоЗвук №11 2005г. Одноклассники. Двухканальные усилители


установка автомобильной акустикиКак видно по таблице, DLS заметно компактный,хотя суммарный номинал его предохраните­лей (60 А). Габариты в нашей таблице, как всегда, соответствуют размерам корпуса, и если учесть, что «Матадоры» всегда стоят на ногах, то надо добавить к последнему размеру 12 мм, чтобы получить установочную высоту усилителя. Ширина сильноточных зажимов чуть больше «стандарта» 12 мм для «силы» и 9 мм для выходов. Порадовали на редкость практичные надписи маркировки. Похоже, что старший двухканальник в серии Matador задуман разработчиками как преимущественно басовый. И хотя его можно использовать и для широкополосного фронта, многие его возможности останутся невостребованными. В частности, это буст (вернее — Grand Bass) с перестраиваемой (25 — 80 Гц) центральной частотой и под-тональный фильтр с перестраиваемой частотой среза (15 — 150 Гц). Сабсоник отключаемый и работает независимо от выбранного фильтра. Впрочем, «выбрать» можно только фильтр НЧ, но зато в двух вариантах: с крутизной 12 или 24 дБ/окт. Диапазон перестройки фильтра (50 — 500 Гц) позволяет его использовать для работы не только с сабвуфером, но и с басом в трехполосной системе. Есть входы высокого уровня. Линейный выход — с буфером.

По интегральному показателю выходной мощности (как и по мощности на 2 Ом) компактный DLS действительно, редкий сабвуфер, получив (в мостовом варианте включения) больше поп киловатта. По техническим характеристикам вопросов не возникло, разве что скорость нарастания относительно низкая. При переходе к нагрузке емкостного характера ток потребления возрастает в полтора раза, но в выходном сигнале видимых изменений нет (по теории они непременно должны быть, значит — ниже порога заметности для глаза).

Grand Bass даёт максимальный подъём 18,5 дБ, центральная частота изменяется от 24 до 80 Гц, так что можно подобрать бас на любой вкус. У фильтра НЧ стабильные характеристики, крутизна спада 12 или 24 дБ/окт. Диапазон перестройки реально 58 — 550 Гц в первом случае и 45 — 440 Гц во втором, более крутом. Впрочем, если для фильтра 4-го порядка мерить частоту среза по уровню -6 дБ, то получим границы перестройки 52 и 500 Гц. Под-тональный фильтр (при­мерно 20 дБ/окт.) перестраивается в диапазоне от 16,5 до 145 Гц, а следовательно, он спокойно может потрудиться и фильтром ВЧ при работе с фронтами, стало быть, у DLS нет ограничений в области применения.


JL Audio e1400D
Технические параметры

Мощность (номин., 4/2 Ом, 14,4 В) 320/500 Вт
Диапазон частот 10–250 Гц
Отношение сигнал/шум 95 дБ
Коэффициент гармонических искажений 0,08 %
Чувствительность линейных входов 0,2–8 В
Номинал предохранителя (рекомендуемый внешний) 40 А
Габаритные размеры 300х235х60 мм

Функциональное оснащение

• 1 пара симметричных линейных входов (RCA)
• 1 пара линейных выходов (RCA)
• Высокоуровневые входы
• Схема подъема баса 0/6 дБ (0–12 дБ с ПДУ), 48 Гц
• Кроссовер ФНЧ 40–200, 12 или 24 дБ/окт 
• ПДУ (опция)

Цена ориентировочно 8000тр

По материалам журнала "Car Music"

установка магнитол, усилителей и сабвуферовОдноканальники американской компании „JL Audio“ — прекрасный образец того, каким должен быть автомобильный усилитель мощности для сабвуфера. Все модели подобного типа, которые за время существования нашего журнала успели побывать в редакции, неизменно оставляли о себе наилучшие впечатления, демонстрируя исключительно хорошее звучание в низкочастотной области. Однако раньше для того, чтобы на собственном опыте познакомиться с легендарной американской техникой, вам потребовалась бы немалая сумма — компания долгое время выпускала только одну серию усилителей, причем высокого класса. С появлением младшей линейки „e Series“ ситуация изменилась в лучшую сторону.

Теперь бас „JL Audio“ доступен за вполне умеренные средства, которые не нанесут серьезного урона семейному бюджету.

Моноблок „e1400D“ занимает второе по старшинству место в „e Series“. Он работает в высокоэффективном с точки зрения КПД классе D и справляется с нагрузкой сопротивлением до 2 Ом, что является несомненным достоинством модели, поскольку, с одной стороны, поможет получить прибавку в мощности, а с другой — позволит использовать двух-обмоточные сабвуферы с любой формулой сопротивлений. Кстати, стоит отметить, что, в отличие от старшей серии „Slash“, в „e Series“ установлен нестабилизированный источник питания, так что если аккумулятор и энергосистема вашего автомобиля способны выдать повышенное напряжение, то вы получите ощутимую прибавку к заявленной мощности.

Функциональное оснащение данной модели насчитывает все необходимое для эксплуатации в аудиосистемах традиционной концепции. Аппарат оснащен парой симметричных линейных входов, которые дополняет пара выходов, схемой подъема баса с фиксированным усилением 6 дБ (возможность плавной регулировки появится с покупкой опционального ПДУ) и фильтром нижних частот с изменяемой крутизной характеристики затухания (12 или 24 дБ). Для обеспечения высокой точности при настройке частоты среза разработчики использовали метод щелчков, который, как показывает практика, заметно облегчает настройку аудиосистемы, если в вашем распоряжении нет специализированных приборов.

Учитывая умеренную стоимость, качество звучания усилителя достойно самых лестных отзывов. Он умело управляется с любыми музыкальными композициями, радуя четким, собранным и динамичным звучанием с хорошим контролем и чистотой. Бас обладает хорошей артикуляцией и натуральностью, воспроизводится бойко, энергично и размашисто.
Lightning Audio B4.250.2
И вот настал момент, когда звездные светила сошлись в одной точке, я сидел перед компьютером, в карман моих брюк топорщился от пачки денег, я начал обзванивать все магазины в поисках вышеописанных усилителей, но безуспешно. Вернее, DLS MAD11 не проходил по габаритам, DLS MA23 найти в Москве я не смог, на JL Audio e1400D мне было банально жалко денег, потому что в душе я хотел купить DLS MA23 за 4500р и никак не дороже.

И я полез на сайт ближайшего магазина и начал искать там другие усилители для сабов. Отбросил всякие мистери и пролоджи с блаупунктами, начал выбирать между 2х канальниками и в конце концов остановился на выборе между JBL и Lightning Audio. Lightning Audio было два усилителя, один - двухканальный B4.250.2, второй B2.250.1 одноканальный. Дальше уже я выбирал по дизайну и по оснащению. Мне показалось, что B4.250.2 более подходит для моего саба, да и по дизайну он более спокойный. Кроме этого, плюсом был отдельный басовый регулятор и небольшие размеры.

Но более всего меня устроила цена , менее чем 3000р. Прочтение обзоров в инете подтвердило мое предположение, что это недорогой но неплохой усилитель, который мне подходит по некоторым основным критериям на данный момент.

Технические параметры

Мощность номинальная 4 Ом 2 х 85 Вт
Мощность номинальная 2 Ом 2 х 125 Вт
Мощность номинальная (мостовой режим) 1 х 250 Вт
Фильтр ВЧ 40-400 Гц 
Фильтр НЧ 40-400 Гц 
Система усиления басов Bass Boost
ФНЧ/ФВЧ: 40-400 Гц, 0.15-4 В, Hi-level вход (1.5-10 В), ФНЧ/ФВЧ: 50-500 Гц, remote Bass Boost 0-12 дБ (50 Гц), цвет - черный/серебристый.


Автозвук №09 2006 года. Одноклассники. Двухканальные усилители.

установка автозвукаВ конструкции усилителя LA есть одна любопытная особенность: радиаторы корпуса не являются зеркальным отображением друг друга, а один получается из другого поворотом на 180 градусов вокруг продольной оси корпуса. Лично мне больше нравился прежний «жёлтый» дизайн корпусов — консерватор, что поделаешь. Сильноточные зажимы изолированы снаружи (ясно, что не изнутри, но закончить предложение на «изолированы» ни­как не получается). К зажимам «силы» подойдут клеммы до 11,5 мм шириной, для подключения выходов надо взять «лопаточки» не шире 8,5 мм. Суммарный номинал предохранителей опять же 40 А. Дистанционный регулятор уровня помещён в закрытый корпус, и это плюс. Линейных выходов нет, как нет и буста, что, по нашим понятиям, минус. Но зато это пока первый из участников, снабжённый входами уровня громкоговорителей. В общем, ясно, что у разработчиков есть своё мнение по поводу оснащения усилителей. Фильтры перестраиваются в диапазоне от 50 до 500 Гц, а значит, LA может работать также и с СЧ-динамиком (с дополнительным фильтром НЧ).

Мощность этого усилителя несколько ниже, нежели у подавляющего большинства одноклассников, хотя и вполне достойная в «абсолюте». По остальным показателям, что называется, зацепиться не за что. Кстати, начиная с LA, подряд последуют участники с достаточно высокими показателями переходного затухания. На АЧХ присутствует непонятного генезиса провал с минимумом -1,2 дБ на частоте 52 Гц. При переходе к нагрузке емкостного характера ток потребления возрастает на 30%, а на выходе обнаруживается ВЧ-составляющая стартовой амплитуды 6% и частоты 400 кГц. По нашим представлениям, это нормально. Дистанционный регулятор управляет бустом, при его подключении отмеченный выше провал на АЧХ сменяется столь же незначительным и почти симметричным подъёмом (1,1 дБ на 52 Гц), действие частотной коррекции регулятором полностью не устраняется. Максимальный подъём составляет ровно 12 дБ и приходится на 48 Гц. Частота среза фильтра НЧ изменяется от 61 до 600 Гц, у фильтра ВЧ — от 50 до 510 Гц.

Lightning Audio B4.250.2 

Максимальная мощность, (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4Ом/2 Ом), Вт - 91,7/146
Коэффициент нелинейных искажений (1кГц, Р = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом),% - 0,037/,070
Входная чувствительность, В - 0,16 – 4,9
Отношение сигнал/шум, дБА - 99
Переходное затухание, дБ - 69
Диапазон частот (+0/-1.2 дБ), Гц - 5,7 – 43000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс - 13
Ток холостого хода, А - 0,6
Габаритные размеры, мм - 253 х 287 х 47

Плюсы:

Входы высокого уровня
Дистанционный буст

Минусы:

Нет линейных выходов 
Нет басового регулятора 

ОДНИМ СЛОВОМ Стильно и очень неплохо
А деньги карман жгли. :-) Да и понял я для себя, что до усилителя для саба за 8тр я пока морально не дорос. И решил взять для пробы Lightning Audio B4.250.2. Тем более что продать и купить новый - не проблема. 

В результате купил усилитель без запаса по мощности, без возможности изменения частоты буста, без регулировки фазы, зато... недорогой и с дистанционным пультом регулировки баса.
Установка и прослушивание
Размеры усилителя позволили его легко уместить в фальшпанель. По высоте он значительно ниже DLS, так что пришлось делать из фанеры импровизированные ножки. В остальном все типично. Сигнал пустил c выхода усилителя DLS MA41. Не смог найти режима МОНО, подключил мостом. Подробности можно почитать в материале про установку усилителей в машину.

Громкость усилителя настраивал при положении регуляторов тембра НЧ на "0" и без выкручивания бас буста на пульте. Использовал для настройки диски с Диско 80х, клубные диски серии "666" (чтобы заранее ограничить звук по НЧ на случай перебора), и Madonna "American Life".

Получил нейтральное звучание , без перебора по НЧ, потом начал крутить регулятор бас буста на пульте и проверил работу при его разных положениях. Выкрутил регулятор буста на середину, частоту среза поднял до 100-125Гц на сабе, а на тылах и фронтах частоту среза чуток поднял до 70-80Гц.

Погонял тестовые треки, показалось что пропали вибрации в дверях при тестах НЧ (потому что я их там порезал). Летом, более тщательно прогоню на тестах каждую дверь, уберу вибрации и попробую снизить частоту среза в дверях.

По сравнению с предыдущим усилителем, звук как небо и земля. Появился четкий упругий бас, никакого отставания с остальными динамиками нет и в помине. И позиционируется звук не сзади, а в районе лобового стекла.

При увеличении громкости выше 80% (я слушаю на 30-40%) бас немного теряет плотность, либо это уши уже не воспринимают его, потому что их "запирает". При прислушивании ударных хитов, дышать тяжеловато в спинку долбит и дышать тяжеловато (особо когда горло болело, это чувствовалось).

В целом, я доволен покупкой. В диапазоне громкости до 0-80% претензий нет вообще. На большей громкости могло бы быть больше баса (глядишь и заднее стекло треснет), но это уже требование не от ушей, а от тела, которое массируется при этом.